Правильный выбор шин для грузовых автомобилей

Правильный выбор шин для грузовых автомобилей

Качественные и правильно подобранные покрышки обеспечивают безопасное и экономичное использование грузовой техники. Они сокращают расход топлива, увеличивают срок службы подвески, снижают нагрузку на двигатель, повышают проходимость и степень сцепления с дорожным покрытием.

Покрышки грузового транспорта подвергаются более серьезному воздействию, чем шины легковых автомобилей, а проходят за год сотни тысяч километров. Ресурс новых грузовых шин можно значительно продлить, если при выборе резины для грузовиков учитывать не только ее качество и размер, но и предполагаемые условия эксплуатации, индексы грузовой нагрузки шин, устройство.

Классификация грузовых шин по основным параметрам

В магазинах представлен широкий ассортимент «обуви» для тяжеловесных транспортных средств. Из-за множества параметров, которые следует учитывать при выборе, легко запутаться и приобрести изделие, негативно влияющее на передвижение техники.

Резина для грузовиков классифицируется по нескольким базовым признакам: виду ТС, классу дороги, рисунку протектора, конструкции, разновидности оси.

Типы грузовых шин по виду техники

  • Резина для прицепов и полуприцепов имеет на протекторе глубокие круговые канавки для повышения грузоподъемности техники, курсовой устойчивости и снижения сопротивления качению.
  • Колеса для сельскохозяйственной, строительной и спецтехники должны обладать высокой устойчивостью к нагрузкам, износу, механическим повреждениям. Их особенность в грубом протекторе с массивными блоками.

Типы грузовых шин по виду дорожного покрытия

По этому критерию выделяют магистральную, региональную и комбинированную резину.

  • Магистральная используется для движения с высокой скоростью по ровному асфальту: на автобанах или трассах федерального значения. У таких грузовых шин длительный срок эксплуатации и низкий уровень износа. Лучше всего подходит пневматическая резина. Но в случае пробоя или прокола давление резко начинает падать, что на высоких скоростях приводит к ДТП.
  • Региональные покрышки следует приобретать для передвижения по городам и между населенными пунктами, где качество асфальта оставляет желать лучшего. Благодаря своей конструкции они не ухудшают состояние дорожного полотна.
  • Комбинированный вариант пользуется повышенным спросом, поскольку подходит к любым дорогам.

Чтобы определиться с выбором по этому параметру, достаточно знать, на каких дорогах и в каких условиях чаще всего предстоит эксплуатировать транспорт.

По рисунку протектора

  • Симметричный. Чаще всего колеса с таким рисунком — одинаковым на каждой половине ската — устанавливаются на прицепы. В редких случаях — на рулевые колеса.
  • Симметричный направленный, например «елочка». Используется на колесах ведущих осей. Устанавливается на внедорожники и сельскохозяйственную технику.
  • Асимметричный. Профиль сочетает два разных рисунка. В большинстве случаев эти изделия универсальны и подходят для любых осей.
  • Асимметричный направленный. Чаще всего характерен для магистральной резины. Она обеспечивает хорошую управляемость и хорошо переносит нагрузки.

По типу установки на ось

  • Ведущие колеса должны обеспечивать высокий уровень сцепления с шоссе, чтобы тяжелая техника могла не только сдвинуться с места, но и быстро затормозить. Этому активно способствуют крупные блоки протектора и ламели.
  • «Обувь» для рулевых колес отличается высокой прочностью и жесткостью, поскольку от нее зависит контроль над транспортным средством. Автопокрышки имеют продольные канавки на поверхности, которые обеспечивают дополнительную маневренность и отводят влагу. Для улучшения проходимости на зимних моделях есть не только продольные канавки, но и поперечные.
  • Универсальные можно ставить в любое положение в зависимости от обстоятельств. Хотя резина, подходящая исключительно для рулевой или задней оси, имеет неоспоримые преимущества, многие владельцы ТС выбирают универсальный вариант. Обычно это делается из стремления уменьшить затраты на расходники. После определенного количества километров автопокрышки меняют местами, за счет чего удается продлить срок их службы.
  • На ось свободного качения ставят колеса с рисунком протектора, похожим на рулевые. С их помощью значительно снижается нагрузка на тягач и экономится топливо.

Для удобства выбора резины производители маркируют автошины для грузовиков, используя сокращения: F — для рулевой оси, D — для ведущей, Z — универсальные, T — для осей прицепов и полуприцепов.

По конструкции и устройству грузовых шин

Существуют диагональные и радиальные изделия. Их эксплуатационные свойства зависят от способа плетения каркаса.

Диагональные шины — камерные, они устроены проще, имеют бортовые кольца, жесткую и прочную боковину. Каркас состоит из 2-8 слоев корда. Синтетические волокна переплетаются под углом до 40° и сходятся в центре.

Преимущества:

  • возможность продолжительного использования в экстремальных условиях;
  • повышенная прочность боковин;
  • незначительная ударная нагрузка при передвижении по бездорожью;
  • низкая цена;
  • высокая ремонтопригодность;
  • проходимость.

Среди минусов можно отметить:

  • вес грузовых покрышек диагональной конструкции больше, чем у тех, что имеют радиальное устройство;
  • высокий расход топлива;
  • сильный нагрев во время движения транспорта;
  • склонность к деформации.

Такой тип резины надевают на колеса спецтехники и сельскохозяйственной техники.

Радиальные покрышки относятся к бескамерным и имеют одно бортовое кольцо. Части, соприкасающиеся с дорогой, усилены стальным кордом, волокна располагаются под прямым углом вдоль протектора.

Плюсы:

  • надежность;
  • не деформируются от давления и механического воздействия;
  • обеспечение устойчивости транспорта;
  • отсутствие нагрева при движении;
  • небольшой вес.

Недостатки заключаются в высокой стоимости и ослабленной боковине. Управляя транспортом, следует соблюдать особенную осторожность при езде по глубоким колеям.

Типоразмер

Посадочный диаметр идентичен диаметру диска и может составлять 17-24 дюйма.

Ширина покрышки (участок между боковинами) измеряется после заполнения воздухом, но без нагрузки, и в зависимости от модификации составляет от 6,5 до 14 дюймов. Покрышки для спецтехники могут быть гораздо шире.

Показатель высоты профиля говорит о том, насколько резина возвышается над диском. Это число рассчитывают в процентном соотношении от ширины профиля грузовой шины. Чем ниже значение, тем устойчивее машина на трассе. Высокие показатели свидетельствуют о том, что транспорт можно эксплуатировать в условиях бездорожья. Высота профиля новых грузовых шин может составлять 40-95%.

Индексы нагрузки и скорости грузовых шин

Эти важные характеристики эксплуатационных качеств покрышек наносят на боковую часть через дробь.

Разберем на примере маркировки 155/152 L. Первая цифра означает предельную нагрузку на одно колесо (3,875 т), а вторая — для двойной ошиновки (3,55 т), буква — максимальную скорость (120 км/ч). Если в маркировке буква отсутствует, максимальная скорость всегда составляет 110 км/ч.

Правила хранения и эксплуатации грузовых шин

Автомобильная «обувь» не деформируется и не утратит своих рабочих качеств, если хранить и эксплуатировать ее, соблюдая несколько несложных правил.

  • Собранные колеса нужно складывать в стопки не выше 1,5 м.
  • Покрышки без дисков следует располагать вертикально.
  • Место хранения должно быть сухим, прохладным, без воздействия солнечного света.
  • Ставьте на одну ось колеса с одинаковым рисунком и степенью износа протектора.
  • Перед тем как отправиться в путь, проверяйте давление воздуха и осматривайте внешнюю часть покрышек на предмет повреждений или дефектов.
  • Равномерно распределяйте груз и не превышайте допустимые нормы нагрузки.
  • Не используйте покрышки с высотой протектора менее 1,6 мм или видимыми повреждениями.

Если придерживаться этих правил, можно также снизить риск необходимости незапланированного ремонта, аварий и человеческих жертв.

Как выбрать грузовые шины?

Учитывайте следующие факторы:

  • тип, объем и вес груза;
  • вид дорожного полотна;
  • сезон и интенсивность применения;
  • тип оси, на которую устанавливается колесо;
  • вид техники.

Для принятия окончательного решения воспользуйтесь таблицей индексов скорости и нагрузки и посоветуйтесь с консультантом в магазине.